scarfacedone

scarleone


I always tell the truth. Even when I lie.


Share Next Entry
Кинорулетка. "Черная маска".
scarfacedone
scarleone
Принял участие в игре "кинорулетка" в жж у twanger'a, в результате чего получил партийное задание посмотреть кинофильм "Черная маска" 1996 года с участием Джета Ли.

Итак,


"Черная маска"/"Hak hap"/"The black Mask", 1996 г.


Фильм рассказывает о бывшем спецназовце, чей "отряд 701" участвовал в эксперименте, в ходе которого испытуемые подверглись воздействию вакцины, благодаря которой они утратили всякую чувствительность, но в то же время обрели нечеловеческую силу. Они превратились в безэмоциональных, не чувствующих боль боевых машин. Но впоследствии проявились и побочные эффекты - у некоторых начала съезжать крыша, да и в целом бойцы из-за неработающих нервных рецепторов не замечали, как внутренние органы организма дают серьезный сбой, в результате чего они в буквальном смысле начинали "перегорать" из-за множественных внутренних кровоизлияний. Научные изыскания было решено прекратить, а спецназовцев втихую перебить, пока итоги бесчеловечного эксперимента не стали известны общественности. Но командир отряда, прочухав, что дело пахнет жареным, отдал приказ своим ребятам бежать от греха подальше.



Спустя пару лет мы обнаруживаем главного героя в библиотеке, где он раскладывает книжки по полкам. У него новая работа, новые документы и новая жизнь, которая его устраивает всем - тихая, незаметная должность, приятный коллектив. Появился и друг,  полицейский, с которым приятно поиграть в шашки. Он-то и рассказывает герою Джета Ли, что некто объявил войну наркокартелям и мочит главарей бандитских формирований почом зря. И, казалось бы, пусть мочат, но в заварушку оказываются втянуты вначале друг-полицейский, которого приходится спасать снова и снова, потом в опасности оказывается сотрудница библиотеки, которая положила глаз на холостого и скромного работника.

Фильм был снят в 1996 году режиссером Дениелом Ли при непосредственном содействии гонконговского Люка Бессона (или Тимура Бикмамбетова, если хотите) - Цуй Харка. Поскольку вклад режиссера в гонконговский, а тем паче, мировой, кинематограф несоизмеримо меньший, чем у продюсера и автора сценария к данному фильму, то заострим немного внимание на фигуре Цуй Харка.  Широкому зрителю он может быть известен как режиссер двух, скажем так, последних "нормальных" фильмов с участием Ван Дамма - я имею ввиду, с хорошим бюджетом, интересными авторами, достойными партнерами по съемочной площадке. Это фильмы "Ржевский против Наполеона " и "Кунг-Фу Панда-2" "Колония" и "Взрыватель". Несмотря на серьезную критику, эти ленты и тогда были вполне смотрибельны, особенно для поклонника боевиков, а на фоне последующих работ актера и вовсе смотрятся шедеврами, отчасти как раз благодаря интересной режиссерской работе. Знатоку же гонконговского кино Цуй Харк известен как постановщик таких знаковых фильмов как "Однажды в Китае" с Джетом Ли, причем четырех серий фильма из шести, "Близнецы-драконы" с Джекки Чаном, боевику "Лезвие", фильму "Детектив Ди и тайна призрачного пламени", недавно побывавшему, к слову, и в нашем прокате, ну и пол-сотне других произведений, которые он либо режиссировал, либо продюсировал, либо к которым писал сценарии.

Успешное и плодотворное сотрудничество Джета Ли и Цуй Харка началось в 1991 году, когда был снят едва ли не главный в карьере для обоих кинематографистов фильм "Однажды в Китае", уже в названии которого отсылка к классике Сержио Леоне намекает об амбициях авторов. В течении последующих пяти лет Джет Ли успел сняться в почти 17 фильмах (из них только в соавторстве с Цуй Харком четыре штуки), в большинстве из которых он представал перед зрителем в исторических декорациях, древних костюмах и с неизменной косичкой на лысой башке. Лишь изредка ему удавалось примерить современный костюмчик, правда, особого успеха эти фильмы не имели, но и абсолютно провальными их, справедливости ради, тоже не назовешь ("Телохранитель из Пекина", "Тайный агент"). И тут, видимо, обоим показалось, что настало время что-то менять, искать какие-то новые формы, жанры и образы. И тогда им пришла в голову идея создать фильм про ультрасовременного комиксового героя с суперспособностями, на основе манги 1992 года выпуска о борце с преступностью в черной маске.

Сложно сказать, насколько удачной оказалась идея в коммерческом плане - известна сумма, которую фильм собрал в прокате Гонконга, но неизвестен бюджет фильма, неизвестно также, был ли релиз на каких либо других площадках в 1996 году. Хотя, если бы он взорвал бокс-оффис, это было бы хоть где-нибудь отмечено. Но любопытно тут другое. Через три года картина была перевыпущена в слегка видоизмененном варианте на американские экраны, где собрала 12 миллионов долларов, что наверняка явилось для создателей приличной прибавкой к общей кассе.

Зато с уверенностью можно сказать, что с творческой точки зрения работа отнюдь не выглядит выдающейся. Явная перекличка с сюжетом "Универсального солдата" не играет авторам на руку - тягаться с блокбастером от Роланда Эммериха им совершенно не с руки, силы не те. К слову, манга, на основе которой и был написан сценарий, вышла год в год с "Универсальным солдатом", что добавляет уверенности в том, ЧТО именно являлось источником вдохновения для ее создателей.

Другая явная отсылка фильма - к образу Като. Джет Ли тут при полном параде - вылитый сподвижник Зеленого Шершня. Это не скрывается, на эту тему в фильме присутствует даже шутка, однако совершенно не объясняется, почему герой выглядит именно так, а не иначе. Весь фильм ожидаешь хоть мало мальского объяснения этому факту, мол, в детстве комикс увидел, или картинка на глаза попалась, или папа рассказал, но тщетно. Остается изумляться, думать на тему банального отсутствия фантазии у авторов, и опять же, вторичности.


При этом хочется отметить, что вторичность - это не всегда признак провала и творческой неудачи, можно и на вторичном материале сделать вполне достойное произведение. Однако, в данном случае, на мой взгляд, не срослось.

Сценарий сумбурен, бредов, заметно, что лепился наспех. Фильм то и дело скатывается то в комиксовый пафос, то в типичную восточную клоунаду. У бесчувственного солдата прорисовываются аж две романтические линии, при этом одна с трагическим окрасом, другая с юмористическим. Раздражение вызывают при этом обе. Главный гад излишне карикатурен и не вызывает особых отрицательных эмоций и тем паче ощущения угрозы. Более того, местами к нему даже как-то проникаешься сочувствием и пониманием.

Отдельного внимания заслуживает друг главного героя, полицейский, в исполнении замечательного актера Чинг Ван Лау, который через десять лет блестяще исполнит "Безумного следователя" у Джонни То. Это, практически, единственное светлое пятно фильма - в меру адекватный, увлеченный своей работой, человек, коп до мозга костей. Ну и в целом, типа такой, крутой чувак, не лишенный при этом обаяния. К нему остался, собственно, один вопрос - каким образом полицейский начальник тесно сдружился со странным работником библиотеки, они даже из разных социальных слоев. В фильме присутствует даже шутка на тему их "голубых" взаимоотношений, то есть у создателей иногда, все таки, проклевывается самоирония, что идет фильму, безусловно, в плюс.



Ну и, наконец, пора перейти к главному, ради чего собственно такие фильмы создаются и ради чего люди их смотрят - к экшену. Его, с одной стороны, довольно много, что, скорее радует, но вот его качество оставляет желать лучшего - и это огорчает. Во первых, это явно не тот фильм, который стоит смотреть ради сцен с восточными единоборствами. Их тут мало, и они не вызывают ни малейшего интереса, особенно если приходилось видеть Джета Ли в других фильмах, где он демонстрирует свои таланты по части кунг-фу. Постановщиком боевых сцен значится Юэнь Ву Пин, который приобрел мировую известность своей работой в фильмах "Матрица", "Убить Билла", "Крадущийся тигр, притаившийся дракон" и прочих, то есть, казалось бы, ставит драки несомненный авторитет. Однако лично мне его "фантастический" (тут со знаком "минус") и неестественный стиль нравится меньше, чем гораздо более изобретательный и реалистичный стиль, допустим, Кори Юэня, это во первых. Во вторых, Ву Пин, здесь, похоже, несколько схалявил, потому что смотреть реально нечего. В-третьих, ставку, видимо, больше делали на экшен в голливудском стиле - со взрывами, разрушениями и перестрелками, поэтому и проявить себя по части кунг-фу было особо негде. Но и так называемый "голливудский" экшен тут в большинстве своем не ахти. По хорошему запоминаются, по большей части, сцена на складе (первое появление Джета Ли в "образе") и сцена в больнице (с оторванной рукой). Финальное мочилово смехотворное, хотя придумка с газовой камерой, вроде бы, неплоха. Но опять же, подводит исполнение. Кстати, в финале все встречаются, разумеется, в логове у этого хипстерующего главгада, который, сюрприз, установил тикающую бомбу. Но Майк Майерс на эту тему только через год начнет ржать.

Ну и нельзя не упомянуть идиота-оператора, который измывается своей камерой над постановкой боевых сцен так, что порою увидеть то, что вытворяют герои невозможно, а заодно и кретина-монтажера, который дружески поддерживает своего коллегу в том, чтобы зритель никогда не догадался о том, что вообще происходит на экране.


В итоге имеем мутный, вторичный, плохо снятый, комиксово-фантастический трэш с идиотским сценарием, и с некоторыми неплохими задумками, но плохой реализацией по части экшена. Ситуацию немного спасает временами проступающая самоирония создателей и присутствие Чинга Ван Лау. Может понравиться либо прожженым фанатам Джета Ли, либо поклонников самых отчаянных би-мувиз 90-х.

А фильм, меж тем, получил продолжение - "Черная маска 2: Город масок", который вышел в 2002 году. Что интересно, в режиссерское кресло в этот раз сел сам Цуй Харк, однако, Джет Ли не возжелал возвращаться к образу "Черной маски", и я его прекрасно понимаю. К тому же, через год после выхода первого фильма, Джет Ли получил приглашение сниматься в Голливуде, причем, не где-нибудь, а в главной отрицательной роли одной из самых громких голливудских франшиз - "Смертельное оружие", и в его карьере наступил новый этап, который продолжался свыше десяти лет, в течение которых Джет Ли стал, наверное, главной мировой азиатской звездой  - было и голливудское кино, и съемки в боевиках под патронажем Люка Бессона, и громкие китайские проекты типа "Героя" и "Бесстрашного". Однако недавно состоялся реюнион  - Цуй Харк и Джет Ли снова объединили свои силы на одной площадке, сняв в 2011 году "Летающие мечи врат дракона". Судя по критике, фильм получился довольно посредственным по содержанию, но вполне зрелищным. И, глядя на, вроде как, неплохие сборы картины, мы вправе ожидать новых творений от дуэта. Самое главное, чтобы качество не страдало, ну или, хотя бы, чувство юмора у ребят не пропадало.



  • 1
Ну драки очень даже ничего, немного перебор с ускорением + адовая драка с командиром в конце, когда дерутся без устали впечатлила, немногие нынешние драки выглядят хотя бы вполовину круче тех, что из Черной Маски. Даже с мельтешением.

Ну это смотря что с чем сравнивать. Из нынешних вообще что имеется ввиду? А то ведь есть и Донни Ен с "Ип Маном" и под чутким руководством Саммо Хунга, и Мирантау, и Тони Джа с Прачья Пинкаю, да и тот же Стетхем под патронажем Кори Юэня выдает мощный перформанс в Перевозчиках, допустим. Борн в Ультиматуме демонстрирует такое, что хватит на несколько "Черных масок" вперед.

Просто сейчас в целом, мне кажется, количество хороших фильмов с хорошей рукопашкой снимается мало, ибо формат, похоже, всех задрал уже к концу девяностых - тогда один Джет Ли выпускал в год по пять фильмов, остальные не отставали, количество росло, а качество падало => падал зрительский интерес, пока не скатился вообще почти до нулевых отметок, в результате чего снимающийся сейчас хороший файтинг - событие из ряда вон, надо авторам из штанов выпрыгнуть, чтобы придумаь что-то такое, что смогло бы выбить на это деньги. Поэтому, оглядываясь назад, понимаешь, что боевики с хоть каким-либо мочиловом теперь вообще редкость, и ностальгически пририсовываешь Черной маске дополнительные баллы рейтинга - 5,9 на imdb выглядят как раз с легкой натяжечкой такой, потому что и тогда фильм по этой части выглядел блекло, на фоне 90-х годов и упоминавшихся уже 5 фильмов Джета Ли в год (я как раз еще парочку-троечку фильмов его посмотрел, в качестве факультатива, давно не обращался к теме), по imdb-меркам максимум на четверочку, а сейчас, после Тони Джа с Борном, вообще выглядит как смешной артефакт и запоминается исключительно своей фантастической трэшовостью, а не боевыми сценами, ибо для гонконга такой жанр вообще удивителен.

Рейтинг имдб далеко не первый показатель, объективно фильм в пятерку луячших у него тех лет, наряду с Кулаком, Телохранителем, Легендой. И те, старые его фильмы сейчас с удовольствием пересматриваю, в отличии от новых его же фильмов, и дело тут не в ностальгии.
Если на рейтинг имдб смотреть, то Мортал Комбат хуже экранизация чем Лара Крофт та же.
Пожалуй, перечисленное тобой и есть всё самое достойное за последние лет 10, увы. Снимали ли много или мало.
Я потому и написал Маску, а не серию из цикла Однажды в Китае, от которого европейца замутит через полчаса просмотра.
На твой вкус, какой из его фильмов того времени можно считать лучше Маски той же?

Ну рейтинг на имдб, все-таки, какой-никакой, а все же показатель. Показатель того, что 6 тысяч посмотревших этот фильм людей в среднем считает его посредственным. :) Где еще такую статистику найдешь? :)

А вот, кстати, рейтинги Лары Крофт и Мортал Комбата. Может я не там смотрю? На данный момент:

Лара Крофт: Томб райдер 5,5
Мортал Комбат 5,5

Там на самом деле редкий паритет. :)

> На твой вкус, какой из его фильмов того времени можно считать лучше Маски той же?

Мне проще сказать, какой фильм хуже или примерно того же уровня, потому что там большинство будет за лучшими. :)
Хуже или того же уровня - мне "Телохранитель" категорически не понравился, например. "Легенда о фехтовальщике-2" - это действительно какой то китайский ад, про который ты говоришь, что европейца замутит. Я реально не врубился, о чем это вообще.

Лучше - первые три части "Однажды в Китае". Я, собственно, на данный момент три и видел, и могу сказать, что по уровню постановок боевых сцен они очень круты, да и сюжет там относительно адекватен. Во второй вообще Донни Йен, вдобавок ко всему, присутствует, а в третьей - почти детективная история с русскими дипломатами. :) Обе Легенды тоже прикольные, я поначалу не вкурил, правда, этот нестандартный, по моему, даже по китайским меркам юмор, но потом втянулся и местами реально смеялся. Веселый такой балаган с оригинальным файтингом. "Красный дракон" запомнился своей мрачностью и хорошими боевыми сценами, хотя там мутноватая мистическая линия, но его я совсем давно смотрел. "Два воина" - отличный фильм, тема дружбы и предательства раскрыта мощно :) "Кулак легенды" - тоже крут, хотя, на мой взгляд, и не дотягивает, конечно, до "Яростного кулака" Брюса Ли. Еще "Тайный агент" нравится больше, чем "Черная маска" и "Телохранитель", пацан там еще чоткий. Остальное либо не смотрел, либо не помню. Собираюсь посмотреть еще "Степень риска" и "Хитман", а "Король приключений" со "Служителями зла", судя по роликам, такое редчайшее гонево, что "Черная маска", похоже, покажется действительно шедевром. :)

  • 1
?

Log in