scarfacedone

scarleone


I always tell the truth. Even when I lie.


Previous Entry Share
ЗЛОВЕЩИЕ МЕРТВЕЦЫ: ЧЕРНАЯ КНИГА/EVIL DEAD © 2013
scarfacedone
scarleone


http://www.kinopoisk.ru/film/428707/
http://www.imdb.com/title/tt1288558/

режиссер Федерико Альварес
сценарий: Федерико Альварес, Родольфо Саягес, Дьябло Коди, Сэм Рейми
в главных ролях: Джейн Леви, Шайло Фернандес, Лу Тэйлор Пуччи, Джессика Лукас, Элизабет Блэкмор

В 1981 году Сэм Рейми выпускает на экраны фильм "Зловещие мертвецы", который становится для молодого режиссера полнометражным дебютом. Сюжет описывал историю, согласно которой молодежь отправляется в заброшенный дом на отшибе, чтобы отдохнуть, повеселиться, выпить и покурить, но вместо этого лицом к лицу сталкивается с первобытным злом, и начинается самое настоящее веселье, но совершенно другого плана, на которое ребята явно не рассчитывали. До этого фильма Рейми снял лишь несколько короткометражек, а в 1978 году выпустил 30-минутный фильм "В лесах", ставший прообразом будущих "Зловещих мертвецов", на съемках которого режиссер и обкатал несколько элементов, ставших важной частью будущего хоррора.



В той короткометражке не было лишь упоминания о книге "Некрономикон", которая явилась ключевой деталью будущего культа. Настолько ключевой, что Рэйми и его близкий друг и помощник, а также сопродюсер многих картин режиссера Сэм Тейперт хотели, чтобы фильм назывался "Книга мертвых", однако еще один продюсер, Ирвин Шапиро, также причастный к продюсированию первых трех лент Рейми, настоял, чтобы фильм назывался именно "Зловещие мертвецы", т.к. "книжная" тематика не совсем подходила картине и не смогла бы привлечь зрителей.

На съемки было затрачено около 350 тысяч долларов, что даже по меркам тех лет считается мизерной суммой. Снимали фильм в настоящем заброшенном доме, часть которого фанаты впоследствии растащили на сувениры. Спецэффекты создавались подручными средствами усилиями всех членов команды - где-то был пластилин, где-то покрашенная краской кукуруза, а вместо крови использовали соус с молочным порошком. Видео снималось на 16-миллиметровую пленку, а звук писали в моно. Съемочный процесс затянулся и многие покинули площадку, так что даже занятых в картине актеров, которых и так было немного, пришлось заменять дублерами из оставшихся членов команды, благо вовсю использовался грим, а в некоторых случаях требовалось изображать лишь части тел персонажей. sm10.gif Дешевизна картины бросалась в глаза даже на фоне остальных недорогих хорроров того времени, но, тем не менее, она стала настоящим культом, и это неудивительно - Сэм Рейми показал себя изобретательным режиссером. Здесь и необычная операторская работа (пролеты камерой по лесу наверняка запомнились фанатам), и уникальная атмосфера мрачного леса и заброшенного дома, и грамотно нагнетаемый саспенс вкупе с обилием жутких сцен. Запомнилась и парочка актеров - главный герой, глуповатый подросток Эш в исполнении никому неизвестного Брюса Кемпбела, и первая девушка, подвергшаяся нападению демона. И даже грим со спецэффектами, которые принято сейчас критиковать, делали свое дело, особенно когда зритель полностью поглощен происходящим на экране и у него нет времени обращать внимания, из какого материала сделана хлещущая в изобилии в этом фильме кровь.



Лента встретила трудности на пути к зрителю - критики поначалу не были в восторге от фильма, его отказывались брать в оборот прокатчики. Сами создатели фильма смогли напечатать лишь 60 копий, во многих странах ее просто запрещали и лишь после одобрительной рецензии Стивена Кинга, увидевшего работу на одном из фестивалей, картина получила хоть какой-то прокат. Но настоящая слава к фильму пришла после того, как фильм вышел на home video - здесь картина стала хитом (в том числе и благодаря пиратским копиям, разлетавшимся как горячие пирожки) и заработала приличных денег (впрочем, почему "заработала" - она продолжает зарабатывать до сих пор, особенно на каждом витке эволюционирования форматов), которые и заставили Сэма Рейми задуматься о продолжении.

Спустя шесть лет Рейми, подталкиваемый своими друзьями Скоттом Шпигелем и Ирвином Шапиро, начинает работу над сценарием ко второй части фильма. Шпигель был другом детства Брюса Кемпбела, которого он еще в школе снимал на любителькую камеру. Затем он стал режиссером и сценаристом, и к середине восьмидесятых был автором многочисленных короткометражек юмористического толка. Но самое главное, что именно он сыграл вторую мужскую роль в короткометражке "В лесах" и прекрасно был осведомлен о том, как и из чего рождалась будущая трилогия. Впоследствии он станет известен, по большей части, работами над продолжениями популярных хоррор-франшиз, вроде "От заката до рассвета-2", "Хостел-3", в основном, выходящих сразу на видео. Тогда же он был полон различных собственных идей и именно благодаря ему вторая часть "Зловещих мертвецов" стала не таким забористым ужастиком, как первая. Сам же Рейми не был доволен тем, как была сделан первый фильм и поначалу хотел сделать авторемейк - более зрелую и качественную версию первого фильма, которую планировалось выпустить в максимально широкий прокат. Но идеи, которые стали сыпаться во время работы над сценарием как из рога изобилия, заставили пересмотреть и переработать первоначальные замыслы.

К тому времени Рейми еще успел поработать и подружиться с братьями Коэнами, тогда начинающими режиссерами - Джоэл Коэн работал над монтажом "Зловещих мертвецов". Затем все вместе они делали фильм "Волна преступности", криминальную сюрреалистическую комедию - втроем написали сценарий, а Сэм Рейми сел в режиссерское кресло.Тесная работа с любителями нестандартного юмора так же повлияла на творческий подход Рейми. Кстати, еще через семь лет уже братья стали режиссерами фильма, к сценарию которого, опять же наряду с Коэнами, Рейми приложил руку - это был фильм "Сподручный Хадсакера".

Бюджет второй части "Зловещих мертвецов" вырос в десять раз по сравнению с первым и теперь Рейми, уже как опытный постановщик с двумя полнометражными картинами за плечами, мог позволить себе куда больше - кроме качественного продакшена, он смог вписать в сюжет и краткий экскурс в средневековье, и нанять более профессиональных специалистов, чтобы сделать навороченные спецэффекты - фантазия у авторов при написании сценария разыгралась не на шутку.

В связи с тем, что права на первый фильм режиссеру отвоевать не удалось, а студия запретила использовать кадры из первой части, Рейми пришлось переснять часть материала заново - а это практически весь пролог, благодаря чему ему удалось и отчасти реализовать планы по авторемейку. Ради экономии времени и средств в пересказ первой части вошло только два персонажа из оригинальной истории - персонаж Брюса Кемпбела и его подруга. При этом, развитие истории как пролога, так и первого фильма позволяет продолжить повествование ровно с того момента, на котором заканчивается первый фильм, таким образом, даже не обладая правами на первый фильм, Рейми получилось связать две части в единый цикл.



Фильм одновременно получился и страшным, и веселым, а благодаря буйству фантазии авторов и более достойному бюджету - еще и и зрелищным. Эш из угловатого юноши из первой части превратился в одного из главных героев хоррор-фильмов всех времен и народов - Брюс Кемпбел, и без того харизматичный актер, добавил своему персонажу бесбашенности и ироничности, что соответствовало духу нового фильма. Сиквел, благодаря усилиям всей команды, получил одобрение как фанатов первой части, так и привлек новых поклонников. Рейтинги фильма среди критиков были очень высоки, а среди зрителей и вовсе зашкаливали - фильм до сих пор считается самым удачным из цикла.

Идеи для третьего фильма у Рейми родились еще во время работы над второй частью - режиссер еще тогда хотел отправить Эша, главного героя трилогии, в Средневековье. Но бюджета хватило только на небольшую сцену, да и идей тогда было вполне достаточно для одного фильма. Спустя пять лет Рейми, сняв в промежутке "Человека Тьмы", получил возможность сполна воплотить свои мечты на пленке - действие "Армии Тьмы" полностью происходит в Средние века. Сценарий режиссеру помогал писать его брат - Айвен. Скотт Шпигель, с которым получилось столь удачное сотрудничество на второй части, был занят работой над фильмом "Новичок" с Клинтом Иствудом и Чарли Шином, а с братом Сэму Рейми удалось уже поработать вдвоем в качестве сценаристов над фильмом "Беспечные колеса", благодаря чему режиссер смог оценить способности Айвена в области сочинительства, и впоследствии обращался к нему за помощью не раз.

Эпоха среднивековья, масштаб действия и обилие эффектов требовали хорошего бюджета. На картину авторам удалось выбить 13 миллионов долларов у знаменитого продюсера Дино Ди Лаурентиса, успешно выпустившего вторую часть "Зловещих мертвецов" и удовлетворенного сборами "Человека Тьмы". Однако последнюю часть трилогии большой успех не ждал - отзывы о фильме были благожелательными, но больших денег собрать не удалось. Фильм не смог найти своего зрителя - фанаты предыдущих двух частей не были готовы к таким жанровым трансформациям, от камерного хоррора к масштабному фентези, а новые зрители не приняли историю и не поняли отсылок. Для любителей комедий фильм слишком страшен, да и юмор явно не для всех, для любителей фентези недостаточно эпичен, для любителей хоррора - мало собственно ужасов.




Разумеется, и у этого фильма есть большие поклонники, а у Рейми появились даже новые фанаты, но этого было недостаточно для коммерческого успеха ленты. И, разумеется, многие ждали и продолжают ждать продолжения приключений Эша, героя Брюса Кемпбела, но не только коммерческая неудача "Армии тьмы" оказалась препятствием для съемок следующего фильма. Режиссер Сэм Рейми с середины девяностых годов плавно перемещался из разряда трэш-мейкеров в высший режиссерский эшелон Голливуда. После "Армии тьмы" Рейми занялся вестерном "Быстрый и мертвый", в котором снялась целая плеяда голливудских звезд - как будущих, так и действующих на тот момент: Леонардо Ди Каприо, Шэрон Стоун, Джин Хекман, Рассел Кроу, Ланс Хенриксен. Затем последовал триллер "Просто план" с Билли Бобом Торнтоном и Биллом Пэкстоном, после него - спортивная драма "Из любви к игре" с Кевином Костнером, затем мистическая драма "Дар" с Кейт Бланшет и Кину Ривзом. Наконец, в 2002 году, через десять лет и пятикратной смены жанров после "Армии тьмы", режиссер берется за постановку фильма о "Человеке-Пауке", что связывает его по рукам и ногам на пять лет. Фильмы были крайне успешными, а бюджеты росли как на дрожжах - для режиссера, снявшего свой первый фильм за 350 тысяч долларов снимать фильм за беспрецедентные 350 миллионов, которые стоила третья часть "Человека-Паука", был явный прогресс.

Отсняв трилогию, Рейми неожиданно решает возвратиться к хоррор-кино, где его так заждались, что довольно средняя для жанра картина "Затащи меня в ад" была встречена очень тепло. После этого режиссер снова возвращается к серии про Человека-Паука, но неожиданно происходит столкновение на почве творческих разногласий со студией относительно дальнейшего видения концепции картины, после чего Рейми уходит в свободное плавание. Некоторое время он даже числился среди постановщиков "Хоббита", затем собирался ставить фильм по игре "Варкрафт", но в итоге ушел с головой в работу над фильмом "Оз. Великий и ужасный".

При всем при этом, режиссер никогда не забывал жанр ужасов - он ведет активную продюсерскую деятельность в этом направлении и является совладельцем компании Ghost House Pictures, наряду с Робертом Тейпертом, с которым и начинал свою творческую деятельность. Среди работ студии - недавняя "Шкатулка проклятия", из более ранних - "30 дней ночи", "Бугимен", ремейки японского "Проклятия" и другие хорроры. Впрочем, одними ужасами и работой с компанией Рейми не ограничивался и отдельно, как продюсер, снял фильмы "Пастырь", "Патруль времени" и "Трудная мишень", а также сериалы для телевидения "Зена - покровитель воинов", "Спартак: кровь и песок" и его продолжения.



Рейми, как продюсер, не мог, конечно, не заметить, как кинематограф захлестнула волна ремейков классических фильмов ужасов и триллеров - переделкам подверглись как самые успешные и культовые, вроде фильмов "Хелоуин", "Пятница, 13", "Техасская резня бензопилой" и "Кошмары на улице Вязов", так и менее известные, но от того не менее культовые - "У холмов есть глаза", "Последний дом слева", "Я плюю на твою могилу", и, что характерно, почти всем удавалось наскрести приличную сумму и откусить свой кусок пирога, даже если фильм растаптывали в отзывах. Можно было понаблюдать и за тем, каким образом разные режиссеры подходили к процессу переделки классики - либо они добавляли что-то свое и экспериментировали, либо банально следовали по готовому и обкатанному сценарию, боясь оступиться.

Разговоры о ремейке оригинальных "Зловещих мертвецов" начались в 2004 году. Почти сразу было решено, что Сэм Рейми останется на правах продюсера и в режиссерское кресло не сядет - должен быть новый подход и свежий взгляд. На протяжении пяти лет дальше пустых разговоров и обещаний обсуждение не заходило, пока в 2009 году Брюс Кэмпбел не заявил, что появилась замечательная концепция, начинается период пред-продакшена и сам Кемпбел в компании Сэма Рейми и Роберта Тейперта будут курировать съемки и следить за процессом. Был названо и имя режиссера - им стал Федерико Альварес.

В 2009 году на экранах компьютерных мониторов по всему миру появилась короткометражка "Паническая атака", демонстрирующая режиссерские таланты молодого уругвайского парня Феде Альвареса. Пятиминутное упражнение в фантастическом кинематографе, где огромные роботы громили небоскребы Монтевидео, стало настоящей ютуб-сенсацией - ролик в считаные дни набрал семь миллионов просмотров, а голливудские компании стали наперебой предлагать контракты. Тендер выиграла та самая Ghost House Pictures, предложив Альварезу миллион долларов и уже через некоторое время уругваец сидел за одним столом с Сэмом Рейми и обсуждал детали нового проекта.



Альварез написал сценарий вместе со своим другом Родольфо Саягесом, с которым и создал прославивший его ролик. Студии сценарий понравился, но они решили отправить его на доработку Диабло Коди, сценаристке-обладательнице премии "Оскар" за фильм "Джуно". К тому же, Коди уже имела дело с жанром ужасов - ее перу принадлежит сценарий "Тело Дженнифер", в котором Меган Фокс сыграла девушку-монстра. В основном, ее задача заключалась в отшлифовке диалогов - все-таки, английский не родной язык для уругвайских авторов, да и кто, как не Дьябло Коди, бывшая стриптизерша и оскароносцая бытописательница трудных молодежных будней, могла бы задать "перцу" не только в плане сюжета, но и в прямой речи персонажей. К слову, сам сюжет претерпел несколько изменений.

Пятеро молодых людей, среди которых брат (Дэвид) с сестрой (Миа), приезжают в загородный дом, чтобы помочь перенести Мие наркотическую ломку. Одна из девушек (Оливия) - медсестра, и она утверждает, что знает как ей быть с такими случаями. Миа тяжело переживала смерть своей матери и разлуку с братом, но Дэвид в эту тяжелую минуту решил поддержать свою сестру и побыть с нею рядом, захватив при этом с собой свою девушку (Натали). Дом семья Мии и Дэвида выкупила тридцать лет назад и брат с сестрой весело проводили там все каникулы в детстве. В подвале дома любопытный друг Оливии Эрик находит странную книгу, где расшифровывает заклинание, произнеся которое, вызывает злобных духов.



Альваресу, по словам именитых продюсеров, было доверена полная свобода действий, а советы носили лишь рекомендательный характер - он мог свободно отказаться от любых вмешательств в процесс съемок. Основной задачей продюсеров было взглянуть на историю с нового ракурса, а также продемонстрировать, каким может оказаться старый сюжет в новой оболочке, созданной с применением самых современных технологий. При этом, надо заметить, что речь не идет о компьютерной графике - Альварес решил снимать по старинке, с натуральными эффектами, используя CGI лишь в самых крайних случаях для шлифовки на стадии пост-продакшена. Таким образом режиссер пытался добиться максимальной аутентичности и достоверности сцен.

Главной героиней на этот раз должна была стать Миа - девушка с наркотической зависимостью, чье постепенное превращение в демона друзья принимают за страдания от наркотической ломки и галлюцинации. Первой актрисой, выбранной на эту роль стала Лили Коллинз, дочь знаменитого музыканта, которая начинает набирать популярность в кино - зрители могут ее знать по фильмам "Пастырь", "Погоня" и главной роли в фильме "Белоснежка: Месть гномов" индийского визионера Тарсема Сингха. На фанатских сайтах поднялась буря недовольства - мало того, что место Эша занимает теперь девчонка, так и к самой Коллинз у публики были претензии. Так или иначе, в скором времени выяснилось, что роль отошла актрисе Джейн Леви, из числа наиболее известных работ можно назвать сериал "Пригород". По официальным данным, Коллинз отказалась от роли из-за несовпадения графиков, по другим же сведениям - девушка не хотела портить резюме персонажем наркоманки, в чье тело вселяется демон. На самом же деле, хочется верить, что кинематографисты прислушались к голосу фанатов. Последние, к слову, уже к этому времени свыклись с тем, что главной героиней станет девушка, и относительно кандидатуры Леви недовольства не высказывали.



С первых кадров дается понять, что настрой у фильма самый что ни на есть серьезный - в самом начале идет сцена с жуткой и бескомпромисной расправой с вселившимся демоном. Затем зрителю показывают, как, в отличие от девяноста процентов фильмов подобной тематики, молодежь в кои-то веки собирается в загородном доме не погулять, а заняться серьезной проблемой - избавлением от наркозависимости одного из персонажей, и всех присутствующих сразу предупреждают, что это будет тяжело. Задумка с реабилитацией Мии позволяет сценаристам удерживать персонажей в одном доме - ведь Миа, находясь в тяжелом состоянии, может захотеть "соскочить" и уехать, но добрые друзья не дадут ей этого сделать. Так же, на ее состояние можно списать и некоторые происходящие с героиней метаморфозы, что заставит компанию тянуть с отъездом до последнего, пока не станет совсем поздно.

Сюжетная канва, вырисовывающаяся в новом фильме, таким образом, серьезно отличается от оригинального фильма. Кроме новых мотивов, приведших группу молодежи в загородный дом, сценаристы добавили линию взаимоотношений между братом и сестрой, серьезно обострившихся со смертью матери. Данная линия, видимо, по мнению сценаристов, призвана придать глубины характерам главных героев, остальные же персонажи обозначены пунктирно - очкарик и ботаник Эрик, деловитая медсестра Оливия, исполняющая функции мебели Натали - собственно, большего для жанра и не требуется. Вполне достаточно того, что львиную долю экранного времени занимает персонаж Мии, и здесь Джейн Леви выложилась на все сто процентов - все стадии трансформаций своего персонажа исполнены блестяще. Герой Брюса Кемпбела также переживал развитие своего персонажа на протяжении нескольких серий, благодаря чему зритель увидел актера в разных ипостасях - от испуганного туповатого юноши до бесстрашного борца со злом, и, можно сказать, что знамя передано в достойные руки, девушка отличается и харизмой, и старательно вживается в нужный образ, и даже сумасшедший блеск в глазах изображает максимально убедительно.



Атмосфера места, созданная Альваресом, тоже имеет мало общего с фильмом Рейми. Плотная белая дымка, окутавшая дом и окружающий лес, порою даже не дает понять, какое время суток на улице, в то время как в оригинальном фильме ночь играла свою важную роль. Но мрачные тени, проглядывающие сквозь белую завесу, страшат не менее, чем непроглядная лесная темень из первого фильма. Но основное, все же, присутствует - летающая камера по лесному массиву, как и в первом фильме, фиксирует все тот же неуютный лес и такую же неприглядную хибару, которая всем своим видом говорит, что от нее надо держаться подальше.

Вообще, деталей, которые роднят новый фильм с предыдущей серией фильмов довольно много - другое дело, что они рассыпаны то тут, то там, да так, что их не с первого раза распознаешь. Возможно, именно это и имел ввиду Сэм Рейми, когда обещал взгляд на историю под новым углом - есть здесь и бензопила, и колыбельная из подвала, и захоронение, но сделано все совершенно по другому, другими персонажами, да и ситуации, в которых все это происходит, написаны сценаристами иначе. Имеем таким образом более чем полный список из "фишек" двух первых фильмов Рейми, которые оригинальным образом нанизаны на новый сюжет - обеспечивается и стопроцентное узнавание, но, в то же время понимаешь, что это совершенно другой фильм со своей оригинальной историей.



Из минусов, как ни странно - это те самые диалоги, ради которых пригласили Диабло Коди. "Почему у меня болит голова?" - спрашивает девушка, весь череп которой истыкан гвоздями. "Может, это вирус и все пройдет?" - говорит парень, после того, как одна из героинь разрезает себе поллица, а потом пытается шприцом выколоть глаз своему парню. Не исключаю и огрех перевода, или тонкого издевательского юмора сценаристки, но тем не менее, за этими огрехами не скрыть нескладности изречений, которые в зале периодически вызывали нервные смешки, тогда как ситуация на экране явно не предполагала подобной реакции - ведь в целом фильм предельно серьезен.

По своему суровому настрою фильм следует канону первой части трилогии, которая являлась прямолинейным бескомпромиссным хоррором, в отличие от последующих сиквелов. До самого конца режиссер не дает ни одного повода для улыбки - сплошная безнадега и мрак, а саспенс и тревожное ожидание самого недоброго постоянно заставляют ерзать в кресле. Однако же Альварез во сто крат переплевывает своего учителя по части чисто физиологической жести, устраивая на площадке такую кровавую баню, которой позавидовали бы Илай Рот с новомодными французами-экстремалами. К слову, аналогий фильму среди современных поделок я так и не смог найти и практически единственная ассоциация, возникшая при просмотре, это как раз французы - почему-то первая половина фильма "Мученицы", а также местами где-то "Месть нерожденному", только если представить, что в дом к беременной бабе запустили демонов, а не обычных (хехе) людей. В плане же удачности ремейка его можно сравнить с тем, что сделал Александр Ажа для "У холмов есть глаза" и Зак Снайдер для "Рассвета мертвецов" - Альварез изрядно осовременил и дополнил классический фильм, а также выкрутил ручку регулирования экстремальности почти до максимума.



На фильм студия выделила бюджет в размере 16 миллионов долларов, что по нынешним меркам, опять же, очень немного - еще один повод сравнить фильм с оригинальной картиной. В первый же уикенд картина окупилась, собрав на родине около 26 миллионов, так что общую кассу в районе 60-70 миллионов без учета интернационального рынка вполне можно ожидать. Зрители приняли картину в целом с энтузиазмом, о чем могут сообщить рейтинги ведущих киносайтов, хотя не обошлось и без недовольных - как фанатов серии, так и простых зрителей, для которых ремейк "Зловещих мертвецов" - еще один рядовой ужастик про группу тупоголовых подростков. Студия же, воодушевившись успехом, который, можно сказать, уже состоялся, уже заявила, что запускает сиквел, с тем же режиссером. В свою очередь, Сэм Рейми, которого фанаты затравили разговорами о продолжении, заявил, что возьмется за "Армию Тьмы-2" - они договорились с братом Айвеном, что уже летом примутся за написание сценария. Более того, создатели заявили, что события, происходящие с оригинальными героями и персонажами сиквела могут происходить в одной вселенной, и хотят выпустить седьмой фильм, который сможет объединить героев всех фильмов. Верить этим слухам, или нет, решать вам, но, в конце концов, недаром же после финальных титров фильма буквально на секнуду появляется лицо Эша со знаменитым: "Grooovie!"


  • 1
Всегда удивляет - зачем некоторые люди тоннами смотрят хорроры...
Они же все одинаковые))))))

Ну это прям как бабульки на лавочке, для них что Napalm Death, что какой-нибудь Вася Обломов - один треск из колонок. :)) Вот в заметке четыре фильма упоминаются, 1-3 части и ремейк - и все совершенно, т.е. абсолютно разные! :)

я их в детстве пересмотрела кучу, теперь они смешались в единую кашу в моей голове.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account